Дистанционные предрейсовые осмотры: новый Федеральный закон и проект МИНЗДРАВА РФ

Опубликован закон о внесении поправок в нормативы, касающиеся перехода на удаленный предрейсовый мед. контроль…

Примечание: Статья обновлена в связи с нововведениями Минздрава РФ и ограничениями перевозок в условиях карантина. Можете ознакомиться с прежней Правовой базой, чтобы узнать, какими нормативами пользовались транспортные компании, используя комплексы (автоматизированные системы) ДПМК (Дист. Предрейсового Мед. Контроля) с 2015 по 2020 годы

В 2020-м опубликован Приказ Министерства здравоохранения о внесении поправок в некоторые нормативные акты и законы, касающиеся перехода на удаленный предрейсовый медконтроль водителей и прочих сотрудников. Более 25% транспортных компаний перешли на автоматизированное обслуживание, опираясь на ФЗ № 242 (технологии телемедицины) и рекомендации Ространснадзора, задолго до появления проекта. Что изменилось? Как перейти на дистанционку? Какие нормативы при этом использовать?

Дистанционные предрейсовые осмотры законны

Если раньше дистанционные технологии применялись под видом эксперимента или как дополнительное внутреннее медобследование водителей, то теперь с этим стало все проще. Новые поправки дают зеленый свет компаниям, внедряющим телеметрические системы для организации осмотров дистанционно.

федеральеый закон РФ: поправки к законодательным актам

Новый закон о регламенте дистанционного ПМО представлен и подписан Президентом В.В. Путиным. Этого норматива и Правил оказания медпомощи посредством телеметрического оборудования (№323-ФЗ) достаточно, чтобы иметь законные основания для перехода на удаленный медконтроль водителей.

Остальные нормативные акты так или иначе пересекаются с указанными. Особое внимание уделяется Приказу Минздрава РФ №835н, утверждающему Порядок ПМО. Все остается в силе для тех, кто проводит медосмотр без использования дистанционного оборудования, то есть, по-старому. Для них ничего не меняется.

Если переходят на автоматизированные системы, то учитывая новый Порядок, работают в режиме соответствия:

  • с указаниями Приказа Министерства здравоохранения №835н;
  • требованиями №965н;
  • законом №323-ФЗ и рядом сопутствующих.

 

Рассмотрим вопросы, касающиеся дистанционного прохождения предрейсового медицинского контроля водителей. Что можно, какие нововведения ожидать, как проводить ПМО удаленно уже сейчас.

Обратите внимание: В связи с пандемией коронавируса COVID-19, изменения в законы вносятся так стремительно, что их не успевают обсудить в сети. Некоторые нововведения остаются незамеченными. Часто допускаются ошибки, когда продолжают ориентироваться на старые нормативы, без учета новых поправок. Поэтому проверяйте дату редакции закона на предмет его актуальности.

Новый регламент прохождения предрейсового осмотра водителей удаленно

Говоря в двух словах, согласно новому порядку, при переходе на дистанционный предрейсовый мед. контроль, водители должны раз в 6 месяцев проходить очный осмотр. Так же, до перехода на удаленку, обследоваться у терапевта для установления хронических заболеваний. Если таковые обнаружат, сотрудника ставят на особый контроль, зачисляя в группу риска.

Нормативы, подтверждаеющие законность дистанционного предрейсового медконтроля: Закон №323-ФЗ (21/11-11 г.)

Ст. 36.2 закона №323, «Охрана здоровья», обновлена 12 апреля 2020 года. Основанием служит закон о телемедицине №242-ФЗ (введен с августа 2017 г.). В ст. 36.2 п. 4 говорится, прежде чем использовать дистанционное телеметрическое оборудование, необходимо пройти очное обследование у лечащего врача.

В пп. 5, 6, 7 указаны требования о единой системе идентификации, сохранении врачебной тайны и возможности ведения документации, где данные заверяются усиленной квалифицированной эл. подписью медика. Все это учитывается при дистанционном медосмотре посредством комплексов, которые предлагает компания ipmedicina.

Дистанционный предрейсовый медосмотр водителей

Проще говоря, сначала водитель предоставляет справку о состоянии здоровья медику, проводящему предрейсовый медконтроль удаленно. Сдает соответствующие анализы. После чего можно перейти на дистанционное медобслуживание.

В этом ничего нового нет. Обязанность прохождения медкомиссии, и получение справки лечащего врача было и раньше. Просто при переходе на дистанционное обслуживание потребуется обновить базу данных о состоянии здоровья сотрудников. Кроме изменения некоторых формулировок закон №323-ФЗ дополнен несколькими новыми статьями:

  • ст. 36.3 — особенность организации ДПМК с применением автоматизированных систем;
  • ст. 46.1 — медконтроль показателей состояния здоровья сотрудников;
  • ст. 46.1; пп. 2; 3; 4 — касаются непосредственно проведения ДПМК водителей. Поэтому этот текст приводим полностью.

2. Предрейсовый, предсменный, послерейсовый, послесменный медицинский дистанционный контроль параметров состояния здоровья работников с применением телемедицинских технологий проводится перед началом рабочего дня (смены, рейса) или по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления состояний, препятствующих выполнению работниками трудовых обязанностей, а также определения факта употребления ими алкоголя.

3. При выявлении у работника во время проведения предсменного, предрейсового, послесменного, послерейсового медицинского дистанционного контроля параметров состояния здоровья работников с применением телемедицинских технологий отклонений в параметрах состояния здоровья, определения факта употребления алкоголя, медицинский работник направляет данного работника на медицинский осмотр с проведением химико-токсикологического исследования наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом.

4. Работники, которым проводятся предрейсовый, предсменный, послерейсовый, послесменный медицинский дистанционный контроль параметров состояния здоровья работников с применением телемедицинских технологий, обязаны проходить один раз в шесть месяцев профилактический медицинский осмотр, включающий химико-токсикологические исследования наличия в организме наркотических средств и психотропных веществ и их метаболитов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом.

Примечание: Нововведение, касающиеся дистанционного медицинского обслуживания водителей не является обязательным требованием. Транспортные компании или ИП сами принимают решение, каким способом они выполнят закон о ПМО.

Оказание услуги предрейсового медосмотра или медпомощи?

Изменения внесены в статью 94, где говорится о лицах, которым оказываются медицинские услуги. Вместо этого термин изменен на «медицинская помощь». Поэтому-то пользование телеметрическим оборудованием при проведении ПМО имело под собой правовое основание с момента вступления в силу закона №242-ФЗ (29/07-17 г.). Потому что в такой форме подпадало под юрисдикцию закона №965н.

Законность проведения предрейсового медосмотра вне кабинета: Приказ Минздрава №965н (30/11-17 г.)

В регламенте №965н (часть III) приводится список видов меддеятельности, когда применяются телемедицинские технологии. Предрейсовый медконтроль относится к медико-санитарной помощи (п. 12; подпункт а)). В п. 13 указывается, что такой тип медпомощи и применение телеметрического оборудования, осуществляется в любой точке по месту пребывания пациента, в т. ч., вне кабинета врача, и вообще вне стационара.

Такими же правами пользуются врачи, посещающие больных на дому, то есть, вне стен поликлиники. Поэтому к медперсоналу, проводящему предрейсовый медосмотр дистанционно, применима ст. 32 «Медицинская помощь»; п. 3.2 закона РФ №323-ФЗ. Проводить ПМО удаленно можно, причем законно.

Закон о лицензировании не запрещает…

По условиям лицензирования медицинской деятельности полагается внести адрес компании в лицензию, как альтернативный (хотя бы указать его в договоре, копию которого придется возить с собой). Здесь многие путаются. В законе №99 (порядок лицензирования) говорится о необходимости иметь соответствующее медицинское имущество, но не обязательно быть к нему привязанным, оказывая медпомощь.

Порядок прохождения дистанционного предрейсового осмотра водителей Приказ Минздрава № 835н (15/12-14 г.)

Правила предрейсового обследования состояния здоровья сотрудников с применением телеметрических систем ДПМО должны соответствовать указаниям Министерства здравоохранения. Несмотря на то, что измерения проводятся при отсутствии медперсонала, полученные сведения дают картину о возможности управления водителем тс. Отвечают требованиям Приказа №835н, которым утвержден объем исследований (Закон №196-ФЗ).

Федеральный закон (10/12-95 г.) №196-ФЗ п.1 ст. 20

10. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:

1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;

2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований: количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе; определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.

Как справедливо замечают противники удаленного автоматизированного осмотра с использованием видео, качество оценки некоторых параметров снижается. Но так как дистанционный ПМК все же вводится, то ожидаются поправки, которые находятся на стадии внедрения. Такие выводы подтверждаются удалением документа (в настоящей редакции) из открытого доступа на портале КонсультантПлюс. Значит, его актуальность не соответствует нынешним реалиям и новым нормативным актам.

Это касается и Правил электронного документооборота, передачи данных, ведения журналов ПМО, отчетности перед инспектирующими органами. Полным ходом создается Единая система баз данных о водителях, медорганизациях, транспортных средствах. Пока опираемся на те нормативы, какие уже есть, но присутствует нехватка разъяснений. Поэтому ожидаем нововведений и в этой сфере.

Замечание: Ажиотаж вокруг коронавируса COVID-19 стал мощным толчком для быстрого обновления нормативов. Отсутствует длительное обсуждение, не требуется одобрения со стороны населения. Электронные пропуска — внедрили буквально в считанные дни. Действуя под флагом карантина, оправдывают глобализацию контроля. К концу года изменений будет еще больше. Пока же действуют прежние требования.

Нужен ли штамп медосмотра о допуске водителя к управлению тс

В апреле 19 года распространилась информация, что штамп отменен и ставить его в путевом листе не нужно. Это не совсем так. Путаница произошла из-за неверного толкования Приказа Минтранса №152 (18/09-08 г.), часть III — обязательные реквизиты п/л, пункта 16. Вот как он выглядит:

16. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Упрощен порядок заверения штампа. Раньше медик кроме указанных выше данных ставил личную печать (круглую). Именно ее отменили. А все остальное остается в силе.

Нужен ли штамп предрейсового осмотраСвязано это с возможностью заверения результатов осмотра удаленно, когда медперсонал использует электронную подпись.

Необходимость штампа подтверждается пп. 16 и 17 Порядка №835. Где о ее наличии и содержании говорится прямо. Во всяком случае пока действует именно такой регламент заверения медиком проведенного предрейсового осмотра.

 

16. По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 2 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

17. По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 2 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Из вышесказанного следует, что:

  • штамп ставить нужно;
  • указывается дата и время осмотра;
  • заверяется подписью медика с расшифровкой фамилии + инициалы (можно в электронном виде);
  • или вместо штампа анлогичная запись о пройденном медосмотре присутствует в самом бланке-форме. Медик просто ее заверяет.

Как поставить штамп предрейсового медосмотра дистанционно

Точно могу сказать, как это выглядит при использовании комплексов, которые предлагает компания ipmedicina. Например, при использовании мобильного модуля СТРАЖ путевой лист формируется автоматически. Штамп и дата соответственно тоже. Медик на расстоянии заверяет допуск водителя к управлению автотранспортом цифровой электронной квалифицированной подписью.

Если осмотр проводится посредством комплекса КОДОС, то водитель на место штампа-допуска вклеивает липкий стикер с необходимыми данными и электронным заверением медика. Ярлык приходит на мини-термо-принтер, если врач, осуществляющий контроль состояния здоровья, считает, что препятствий для выхода в рейс у определенного сотрудника нет.

Можно ли вести документы в электронном виде?

Дистанционные технологии передачи данных о прохождении медицинского осмотра разрешены. Ведение журнала тоже, но с возможностью распечатки документов в бумажном виде. В п. 15 Порядка №835н (закон №196-ФЗ) говорится следующее:

15. Журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и (или) на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы. В случае ведения Журналов в электронном виде внесенные в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.

Что необходимо для перехода на дистанционный предрейсовый контроль

Прежде всего приобретается специальное оборудование. Например, такое предлагает компания ipmedicina. Осваивается работа с программами. Причем, применяя наши Комплексы, сделать это довольно просто. Тем временем водители проходят предварительное обследование у терапевта. Все. После этого можно проводить медконтроль дистанционно. Возможно три варианта, при которых используют оборудование ПМК.

  • Первый — Имея медицинский статус и лицензию на осуществление мед. деятельности, применять телеметрическое оборудование, как вспомогательное средство для проведения осмотра сотрудников. Это подойдет крупным транспортным организациям или медицинским стационарам, где оказывают услуги предрейсового осмотра.

  • Второй — Проведение мед. осмотра изолированно, без очного присутствия медицинского персонала. Получать лицензию или брать в штат медработника не требуется. Необходимо заключить договор с организацией, которая оказывает данный вид услуг и согласна, освоив программу Комплекса, предоставлять их удаленно.

  • Третий — Приобретается оборудование для последующей сдачи его в аренду или перепродажи для каких-то целей. Проведения тех же медосмотров или получения консультаций врача удаленно. Например, это может потребоваться командам МЧС, при том же карантине, семьям, где есть тяжелобольной, требующий наблюдения, ведения переговоров с разными медицинскими специалистами (сбором консилиума) и т. п.

Оборудование приобретается на средства работодателя (ИП). Условия технического обслуживания телеметрических систем и своевременной поверки медицинских измерительных приборов осуществляется производителем (его представителем). Это требования закона по эксплуатации и стандартизации медицинских изделий.

Хотите перейти на дистанционное обслуживание, но не знаете как, звоните:

+7(812)956-07-76

Мы ответим на ваши вопросы. Предложим Комплекс, который наиболее выгоден для вашего штата сотрудников. Поможем с юридическими вопросами. По желанию заключим договора с медиками, которые оказывают услуги предрейсового (послерейсового) осмотра круглосуточно