Правовая база 2020: законны ли дистанционные предрейсовые медицинские осмотры с использованием комплексов удаленного контроля водителей

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЗАКОННЫЕ УДАЛЕННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ, ИСПОЛЬЗУЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

Внимание: Данная статья устарела. Смотрите новую версию: Дистанционные предрейсовые осмотры: новый Федеральный закон и проект Минздрава РФ

 

2020 ГОД, ЗАКОНА О ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННЫЕ ПРЕДРЕЙСОВЫЕ ОСМОТРЫ НЕТ. НО ЕСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ, КОТОРЫЕ НА ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ … КАК ОНИ ЭТОГО ДОБИЛИСЬ?

2020 г. Законны ли дистанционные предрейсовые осмотры? Прямого Приказа, разрешающего проводить предрейсовый, послерейсовый, предсменный, послесменный, внутри организации (автопогрузчики, трактора и т. п.) дистанционный медицинский осмотр (далее ПМО) все нет. Зато есть организации, которые законно пользуются услугами медицинского контроля водителей удаленно.

Правовая база: Законны ли дистанционные предрейсовые осмотры

Как они этого добились? Что делать, чтобы пользуясь Комплексами удаленного медосмотра сотрудников до и после рейса, не противореча законам РФ, исполнить требования в отношении БДД, оформления путевых листов, журналов и прочей отчетной документации транспортным компаниям.

 

КАК НА ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ ОРГАНИЗОВАТЬ ДИСТАНЦИОННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР ВОДИТЕЛЕЙ

Законы РФ, касающиеся ПМО, не содержат прямого запрета на использование удаленных методов медицинского контроля. Наоборот, письмо Минтранснадзора …., в котором говорится о том, что дистанционные ПМО — это дополнительная форма медконтроля, подтверждает легальность данной формы обслуживания водителей транспортных компаний.

Дело за малым, поручить своим юристам собрать пакет документов, доказывающих, что дистанционные медицинские осмотры их сотрудников — это дополнительная форма контроля. Осуществляется для повышения уровня безопасности на дорогах, способствует снижению ДТП, легальность которой подтверждается рядом законов РФ.

Важно: Прежде чем перейти на дистанционное медицинское предрейсовое (послерейсовое) обслуживание, водители должны пройти очный осмотр врачом на предмет выявления хронических заболеваний, вредных привычек (алкоголь, наркотики), проблем психического характера и т. п. Таким образом составляется список лиц, входящих в группу риска, которые нуждаются в особом контроле (согласно внесенным изменениям ФЗ №242 в ст. 36.2 п. 4).

Не забудьте указать этот пункт в договоре с медорганизацией. Сохраните документ (акт), подтверждающий, что норматив выполнен.

Медицинские осмотры, согласно закону №323-ФЗ, являются самостоятельным видом медицинской деятельности наравне с перечисленными в Приказе Минздрава от 30/11-17 №965н видами мед. помощи, при которых возможно применение телемедицинских приборов (комплексов).

 

АРГУМЕНТЫ О НЕЗАКОННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА ВОДИТЕЛЕЙ

Основной аргумент против удаленного осмотра водителей — в законе №835н об этом ничего не сказано, значит, это незаконно. Логика не верна? Главное — не запрещено! Если бы указали, что дистанционный медицинский предрейсовый осмотр водителей противорзаконен, тогда противники ДПМО были правы.

Реальность такова: законодатели внесли изменения в нормативные акты, касающиеся дистанционного обслуживания пациентов (клиентов). Скорректированы правила телеметрической идентификации. Услуги медработников причислены к удаленной сфере деятельности и т. д.

Вопрос скорее в другом: для кого предрейсовый осмотр на расстоянии является оправданным выходом? УПМО необходим, чтобы не нарушать требования к обязательному прохождению медконтроля перед выездом на линию. Позиция удаленного контроля поддерживается на государственном уровне. Вот выдержка из беседы помощника президента Игоря Щеголева: 

«По прогнозу дорожной карты подгруппы «Интернет+медицина» в рамках рабочей группы … в 2018 году 25% государственных медицинских организаций смогут внедрить телемедицинские технологии и будут оказывать помощь дистанционно, такие услуги будут доступны для 20% жителей труднодоступных регионов России». 

Что мешает вашей организации войти в их число на законных основаниях? Только юридически неправильно оформленные документы.

 

КОМУ РЕКОМЕНДОВАН ДИСТАНЦИОННЫЙ ПРЕДРЕЙСОВЫЙ МЕДОСМОТР

Штамп (эл. Подпись) врача в путевом листе и предсменный медицинский осмотр обязательны. За нарушение наказывают большими штрафами. Поэтому возникла потребность в удаленной форме медосвидетельствования водителей. Закон требует и обязывает, но не всякий может его исполнить в силу определенных обстоятельств, например:

  1. Не всегда есть возможность пройти врача после смены.
  2. В удаленных, глухих населенных точках до ближайшего медпункта могут быть десятки километров.
  3. На местах не хватает медперсонала, имеющего сертификат (лицензию), прошедшего специальное обучение по предрейсовым осмотрам.
  4. Работа в полях, командировках.
  5. Доступность медицинского осмотра в любое время — круглосуточная работа врачей и пр.

Порой водитель не только не может проходить ежедневный медосмотр, но даже получить необходимую консультацию медика в экстренных случаях. Для этого и создан вид дистанционной помощи с использованием телеметрического оборудования.

Одной из самых важных причин создания и распространения комплексов дистанционного контроля является безопасность на дорогах. Снижение количества аварий по причине водителя, севшего за руль в состоянии алкогольного опьянения.

Статистика: Дисциплина водителей в транспортных компаниях, где используют комплексы удаленного контроля резко улучшается. Если 1 месяц фиксируется около 20% отстранения сотрудников от управления ТС, то во 2 — их количество снижается до 4%.

Теперь же крупные транспортные организации, малые автопарки, ИП, частные компании имеют возможность, соответствуя требованиям Российского законодательства, воспользоваться дистанционной формой предрейсового (и пр.) медицинского осмотра. Это удобно, экономически выгодно, легально и законно.

 

МОЖНО ЛИ ПРОВОДИТЬ ПРЕДРЕЙСОВЫЕ МЕДОСМОТРЫ ВНЕ КАБИНЕТА ВРАЧА

Обратившись к закону 99-фз от 04.05.2011г. «о лицензировании …» и постановлении правительства рф от 16/04-12 делают вывод, что нет. Но после внесения правок (закон о телемедицине №242) лицензируемая деятельность (услуги) медучреждений приравнена первичной медико-санитарной помощи, чем сравнима с деятельностью врача, который посещает больного на дому (за пределами клиники).

То есть, данный вид помощи регулируется ст. 32, п. 3.2 (ФЗ №323 от 21/11-11). Поэтому медик по ПМО имеет такое же право осуществлять медосмотр дистанционно (вне кабинета), как и посещающий больного участковый врач. Но попробуйте это доказать надзорным органам. Скорее всего вас не услышат.

Поэтому все риски берут на себя медицинские организации. Они несут ответственность, как должностные лица. Если обнаружится нарушение, заплатят огромный штраф. Тогда почему оказывают услуги по удаленным осмотрам?

Все просто, главное — правильно составить договор. Указать не только адрес мед. учреждения, как единственное место ежедневного предрейсового и пр. осмотров водителей. Альтернативная форма дистанционного медосмотра обязательно прописывается в соглашении, которое заключается с транспортной организацией. Данный вид услуги входит в сервис нашей научно-исследовательской компании ip Медицина при покупке Комплекса.

 

О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

В сети интернет появляются статьи, приводящие судебные решения не в пользу транспортных организаций. Если их читали, знаете, прямого наказания за проведение дистанционных осмотров нет. В судебных делах приводится ряд нарушений, которые допускают руководители транспортных организаций помимо удаленного медосмотра своих сотрудников.

При правильном оформлении документации претензий к дистанционной (дополнительной) форме контроля водителей (для повышения уровня безопасности на дорогах и снижения ДТП по причине алкогольного опьянения…) не будет.

Журнал предрейсового осмотра водителей

В основном фиксируют нарушения, связанные с неправильным ведением журнала. Если требуется бумажный эквивалент, его необходимо вести. Медик делает записи в документе, который является собственностью медучреждения. Данные для создания копии на предприятии по-любому передают в электронном виде. Правила обмена информацией прописывают в договоре.

В законодательстве присутствует явное противоречие. Для транспортных компаний, где предрейсовый медосмотр водителей проводится на их территории все понятно, оригинал журнала находится у них. Если же медицинское учреждение располагается вне предприятия, как хранить журнал ПМО в организации? Только вести копию, распечатывая PDF-файлы полученные от медсотрудника.

 

МОЖНО ЛИ В ПУТЕВОМ ЛИСТЕ ВМЕСТО ШТАМПА ВРАЧА СТАВИТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ ПОДПИСЬ?

На запрос в министерство транспорта по поводу электронного штампа врача, при удаленном проведении предрейсового медосмотра, был получен ответ. Вот выдержка из этого письма, которая подтверждает наши аргументы:

Министерство транспорта РФ об электронной подписи медиков в путевом листе

Учитывая изложенное, приказом Минтранса России № 152, а также Порядком не установлен запрет на проставление штампа «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» в электронной форме.

 

ВНИМАНИЕ!

Дополнение после публикации статьи: В 2019 изменены требования о необходимости ставить штамп врача о допуске к управлению ТС в путевой лист. Его можно заменить квалифицированной электронной подписью. Что свидетельствует о поэтапном внедрении дистанционного медицинского предрейсового осмотра повсеместно.

 

АРГУМЕНТЫ: ЗАКОННОСТЬ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРЕДРЕЙСОВОГО МЕДОСМОТРА ДИСТАНЦИОННО

Говорить о незаконности проведения удаленного предрейсового медосмотра водителей в корне неверно. И это можно доказать. Как минимум, данный вид освидетельствования является необходимым дополнением, особенно в тех случаях, когда водители, не имея возможности исполнить требования о пмо, остаются вовсе без штампа врача в путевом листе. Немалая часть из них управляет тс при полном отсутствии контроля со стороны медперсонала.

С января 2018 года вступил в силу закон №242-ФЗ. Внесены изменения в многочисленные нормативные акты, говорящие о тенденции государственной политики. Применяя данное обоснование для дистанционного осмотра и диагностики пациентов, оказание медицинских услуг с использованием телемедицинских технологий уже внедрено многими организациями.

Руководители транспортных компаний, переходя на дистанционное обслуживание предрейсового (послерейсового) осмотра водителей, опираются на законность удаленного медицинского контроля, давая ему статус дополнительного или в рамках эксперимента (при поддержке региональных представителей власти, отвечающих за безопасность на дорогах). Это автоматически снимает претензии контролирующих органов.

Так же и медучреждения, предлагающие удаленную форму пред- послерейсового осмотра, имеющие лицензию на оказание данного вида услуг, действуют согласно новым законам РФ.

Федеральным Законом №242 внесены изменения в ряд статей, касающихся дистанционной диагностики, использования телеметрического медоборудования, оказания услуг предрейсового осмотра. В ст. 94 формулировка оказание услуг медосмотра и медосвидетельствования заменена на оказание медпомощи.

В Федеральных законах №323 (от 21.11.11) и №965н (от 30.11.17) поясняется, что предрейсовый медосмотр относится к форме медицинской помощи. Это значит, что использование телеметрических комплексов, отвечающих российским нормативам, и дистанционный порядок диагностики водителей соответствует новым требованиям законов РФ. Иначе зачем вносить их в Единую систему медицинских изделий, разрешенных к использованию в России.

 

ПРЕДЛАГАЕМ КОМПЛЕКСЫ ДИСТАНЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРЕДРЕЙСОВОГО МЕДОСМОТРА ВОДИТЕЛЕЙ НА ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ

Примечание: В статье использованы ссылки на ряд основных документов, доказывающих законность дистанционного медицинского контроля водителей. Поставьте задачу юристу, чтобы изучил и применил те положения Российского законодательства, на которые следует опираться. Составьте грамотно договора на обслуживание, прежде чем перейти на удаленную форму предрейсового медосмотра.

Законы, Приказы и Нормативы

Основные нормативы проведения предрейсовых медосмотров водителей, на которые опираются медицинские организации, оказывающие данный вид услуг транспортным организациям, следующие…

 

 

Комплекс ДПМО: Как выбрать

Главный критерий, на который необходимо обратить внимание при покупке оборудования пред- (после) рейсового, посменного медицинского осмотра — это регистрация. Второе условие — функциональность и назначение …

ДПМО законно — IP MEDICINA

ДПМО законно от ipmedicina — научно-исследовательской компании по внедрению высоких технологий. Почему нам можно доверять. Отношение к производителю Комплексов. Выгоды и преимущества…

Внимание: поверка Комплексов

Информация для транспортных компаний, ИП, самозанятых водителей, занимающихся перевозками грузов, людей или багажа. Внимание:  ДПМО, осуществляемые при помощи Комплексов, должны …